Главная  – Репортаж  –   Люди

"Все не так просто в нашем труде". Рассказываем о работе городских и сельских почтальонов Брестчины

09.10.2021
"Брестский вестник"
"Все не так просто в нашем труде". Рассказываем о работе городских и сельских почтальонов Брестчины

Гостями «БВ» стали два почтальона — городской и сельский. Они расскажут о рабочих буднях, особенностях профессии и почему почтальонов не любят собаки.

Городской пешком...


Первой мой собеседницей стала Наталья Кулик, почтальон почтового отделения Брест-7. В профессии она более десяти лет. Трижды становилась лучшим работником, несколько раз была в числе победителей по подписке «БВ».

Первое рандеву с профессией случилось еще в школьные годы. На почте трудилась ее двоюродная сестра, а Наталья часто к ней наведывалась: присматривалась, что и как та делает, потихоньку вникала в суть работы. Однако после школы выбрала педагогику: отучилась на факультете «Дошкольное воспитание, практическая психология». Но в этой сфере не задержалась…

Почта вошла в жизнь прочно, хотя на первых порах возникали сложности: нужно было не только правильно собрать сумку, чтобы не перепутать корреспонденцию, но и запомнить маршрут. «Первые дни со мной работал почтальон-инструктор, — вспоминает Наталья. — Пояснял, как правильно следовать схеме доставочного участка, раскладывать корреспонденцию, вручать заказное письмо, на какие моменты нужно обращать внимание. В этой работе много тонкостей».

С премудростями разобралась быстро. И теперь ежедневно, кроме выходных, спешит к 9.00 на работу в свое отделение связи. Обслуживает 1850 почтовых ящиков и несколько организаций. Сумка почтальона нелегкая — под семь килограммов. Когда набирается больше, делит на две части: разносит одну и возвращается за другой. Ежедневный маршрут — 12 километров, а если две доставки, то он увеличивается до двадцати. На разнос уходит три-четыре часа, но, когда много корреспонденции, рабочий день может затянуться. В один день не наберется и десятка заказных писем, а на следующий их под сто. Особенный наплыв в праздники. Кстати, письма действительно до сих пор пишут, хоть и не так часто, как раньше. Причем весточки шлют из самых разных уголков мира, даже из Африки.

«Почтальон — профессия требующая отличной памяти на цифры, — продолжает моя собеседница. — Фамилии специально не держу в уме, помню людей в основном по их адресам. Еще нужно быть терпеливым, вежливым и сдержанным, поскольку приходится работать с разными людьми. Неприятно, когда, например, тебя упрекают в том, в чем ты не виноват. Случается, не работает лифт, а нужно письмо занести на восьмой этаж. С тяжелой сумкой поднимаешься, а тебя встречает молодой, здоровый человек и возмущается: «Почему так долго?» Обратила внимание, что пожилые люди добрее, они в таком случае сами спустятся. Когда к ним приходишь, радуются, стремятся поделиться своими эмоциями, рассказать что-то про себя и своих близких. Но, к сожалению, не всегда есть время их выслушать».

На вопрос, какие еще есть сложности в профессии, моя собеседница с улыбкой ответила, что это собаки, которых выгуливают без поводка. Животные плохо реагируют на типографскую краску, на разные вложения в конвертах и посылках, поэтому часто лают на почтальонов. В квартирах их хозяева придерживают, а на улице всякое может произойти.

Иногда случаются и курьезы. Как-то раз, когда Наталья пришла выплачивать пенсии к одной бабушке, в сумку забрался котенок. Хорошо, что сразу разобралась, почему сумка потяжелела, а так унесла бы его с собой. Запомнился случай, когда в ее отделение устроилась девушка. «Она выбрала эту профессию, — рассказывает Наталья, — поскольку посчитала ее романтичной. Я была у нее инструктором. Объясняла специфику работы, но она решила, что незачем ей запоминать маршрут, когда есть навигатор. Так с ним она и заблудилась в трех подъездах. Романтика испарилась, а на четвертый день она не вышла на работу. Только на первый взгляд кажется, взял сумку и пошел, но на самом деле всё не так просто в нашем труде».
Наталья Кулик любит свою профессию, за эти годы ни разу не разочаровалась в ней. Были возможности сменить работу, в итоге поняла, что почта — это именно ее.

  …а сельский на машине
Екатерина Вакула на почте работает водителем. Но не просто водит служебную машину, а совмещает все обязанности почтальона мотодоставки маршрута Брест – Яцковичи – Брест.

    Ежедневный маршрут — семь деревень и три организации. В начале десятого утра она отправляется в путь из Бреста, чтобы развезти для сельчан корреспонденцию, принять платежи и переводы, привезти необходимые вещи и продукты, которые у нее с удовольствием заказывают. С собой ноутбук — маленький мобильный почтальон. По сути голубая или темно-синяя машина для сельчан — это и почта, и магазин, и банк на колесах. Авто заменило привычный образ почтальона с сумкой через плечо или на велосипеде, тем самим упростив жизнь на селе. «Сельские жители ждут меня и, встречая на дороге, радуются, — говорит Екатерина. — Например, едет мне навстречу незнакомый тракторист, машет рукой. Приятно. Сельчане — простые люди, они уже меня воспринимают как местную. Приходишь к ним в дом — радушно встречают, хотят побеседовать, поделиться новостями. Хотя иногда встречаются и эмоциональные клиенты, особенно такое происходило в первые недели работы: люди привыкли к моему коллеге, который был до меня. Но в таких случаях всегда стараюсь сгладить ситуацию. Сейчас они ко мне привыкли».  

Екатерина мчит по своему маршруту в любую погоду, заканчивает его в 15.00 – 16.00, но иногда и позже — здесь тоже всё зависит от выполненных услуг. Немаловажную роль играет и наличие сигнала связи. Но волнение и негодование людей, если вдруг водитель задерживается, Екатерине понятны: она стремится найти подход к каждому, объяснить причину, и люди понимают.

Екатерина Вакула любит свою работу, в это профессию пришла тоже случайно. Окончила Брестский государственный колледж связи, но вот почта выпускницу не увлекла, даже расстроила.  Девушку сразу же определили в торговлю, в палатку возле отделения связи, но она никак не видела себя в этой роли: хотелось вникнуть во все тонкости почтовой работы. И вскоре ее перевели на кассу, стала учиться, подсказывали Екатерине старшие коллеги. Впоследствии отделение связи на несколько лет ушло из ее жизни. За это время она получила юридическое образование, отучилась на парикмахера, сейчас, к слову, постигает экономику. Вернулась к почтовому делу уже в роли водителя: сначала ускоренной почты, а потом мотодоставки.

Однажды ее упрекнули: «Ну вы и выбрали себе работу!» Екатерина не растерялась, объяснила, насколько важна эта профессия не только для нее, но и для других. «Приятно осознавать, что тебя ждут, — говорит Екатерина, — когда привозишь заказанную вещь и видишь, как человек радуется. Получаешь радость и от мелочей, даже когда тебя просят положить деньги на Интернет для какой-нибудь бабушки, чтобы она могла зайти в TikTok. Когда ждут газет — почитать или разгадать кроссворды, особенно это популярно на селе в период, когда уже вся полевая и огородная работа закончена. Радуются, когда привозишь письма. Не может не согревать душу, что пожилые люди шагают в ногу со временем. Еще моя профессия дарит постоянное общение и новые знакомства, что открывает новые грани для каждого».  

В общем, работа почтальона мало изменилась, разве что в некоторых случаях их труд заменил компьютер и более требовательными стали люди. А так почтальон всё тот же — человек, несущий в дом вести.  

Кстати, в Бресте насчитывается 32 отделения почтовой связи, 28 из них доставочных, на которых трудится 151 почтальон. В районе — 24 отделения, выделено восемь мотодоставок.  


Наталья ШЛЯЖКО.
Смотреть все